среда, 21 января 2015 г.

Дневники эмигранта: как живется украинке в Китае

Дневники эмигранта: как живется украинке в Китае

10928549_10203055183529835_552091992_n
bit.ua продолжает рубрику «Дневники эмигранта», в которой просит украинцев, живущих в других странах мира, рассказать о своей новой жизни. На этой неделе Даша Устенко рассказывает о жизни в Китае.

ПОЧЕМУ Я ПЕРЕЕХАЛА

10934580_10203058348608960_991202388_n
Моя специальность «китайский язык», поэтому мне одна дорога — в Китай. В Украине решила магистратуру не заканчивать — тут дорого и знаний по китайскому ноль. Поэтому собрала все необходимые документы, получила стипендию правительства Китая и поехала в Пекин. К слову, стипендию может получить каждый, для этого даже китайский знать не обязательно. Теперь учусь на специальности «международная торговля». Мне платят 300 долларов в месяц, оплачивают обучение и проживание.

О ЦЕНАХ

10928060_10203055183849843_376451966_n
Раньше в Китае все было очень дешево. Когда я первый раз приехала сюда в 2008, до олимпиады, цены были просто смешные. Хотя на брендовую одежду и европейские продукты дороже, чем в Украине. Но сейчас, в связи с кризисом и обесцениванием гривны, получилось наоборот. Теперь чашка кофе стоит около 60-70 гривен. Но это еще и от того, что кофе китайцы пьют мало и редко. Одежда по-прежнему стоит недорого: отличное платье можно купить за 600-700 гривен, в то время как у нас оно будет около 1000—1500. Перекусить в кафе можно за 80-100 гривен, а полноценный ужин с каким-нибудь алкогольным напитком обойдется в 200-300.

КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ ДРУЗЬЯ

961725_10203058348568959_363045004_n
С китайцами дружить сложно, особенно со студентами — они всегда заняты учебой. Да и вообще, они редко открываются иностранцам. Дружба возможна только с теми, кто жил какое-то время за границей, иначе культурные различия слишком велики. У меня, например, есть пару друзей-китайцев, которые учились в Москве. Еще с одногруппниками общаюсь, но только в пределах института.
Изначально я сторонилась украинцев, думала: «Зачем ехать за границу и там опять общаться с нашими».
Общение началось только прошлой зимой, во время Майдана. Многие отвернулись от своих российских друзей и теперь общаются или с украинцами или с другими иностранцами. Раньше у меня было много друзей-японцев, но в связи с обострившейся политической ситуацией между Китаем и Японией, многие уехали их Пекина. Теперь дружу, в основном, с эмигрантами из бывшего СНГ.

КУЛЬТ ЕВРОПЕЙЦА

10934253_10203055183049823_2094645691_n
У меня никогда не стояло задачи почувствовать себя «своей» в Китае — у них и без того культ европейской внешности. Здесь быть иностранцем очень круто — все тебя любят, уважают и ценят. А еще мы все для них очень красивые. Китайцам нравятся большие глаза и белая кожа — то, чего у них нет, а у украинских девушек в избытке.
Как-то я стояла в очереди, а передо мной — китаец с девушкой. Слышу, он ей говорит: «Смотри, какая она красивая (про меня)». Мне это показалось странным: как это — мужик своей девушке про другую девушку говорит, что она красивая. Но один знакомый китаец сказал: «Ты же можешь сказать своему парню, мол, смотри, какой красивый Джеки Чан, например, и он ревновать не будет. Потому как это что-то недосягаемое».
Китайцы думают, что их язык настолько сложный, что иностранец не может его выучить. Поэтому я часто слышу, как они меня обсуждают. Тогда я отвечаю что-то вроде «Да, спасибо, я знаю, что у меня красивые глаза». От этого они впадают в ступор. Часто в метро любят подсмотреть, как я пишу смс на китайском, после чего друг другу говорят: «Ой, смотри как она быстро пишет! Интересно, с какой она страны?». Ну и дальше — какая красивая, бла-бла-бла. Я им говорю: «Если я пишу смс на китайском, то, наверное, я его понимаю? Может, не надо меня обсуждать прямо при мне?».
Но иностранец, говорящий на китайском, для них как танцующая собачка — они не оценивают ее хореографические способности, просто радуются и удивляются тому, что вот собака, и она танцует.

О КИТАЙСКОЙ КУХНЕ

10937399_10203055183489834_1557550664_n
Раньше я вообще не скучала по нашей еде, но сейчас, бывает, хочется сыра и нормального молока. В Китае сыр есть, но он или местный и очень невкусный или дорогой иностранный. Китайцы не едят молочные продукты — этого нет в их культуре питания, и поэтому сыр не везде можно найти. Молоко только порошковое, но приличного качества. В Китае еда очень вкусная, и когда я долго нахожусь в Украине, очень по ней скучаю.

ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР

10934385_10203058348488957_592551768_n
Для ведения бизнеса с китайцами знать только английский, в принципе, достаточно, так как образованная молодежь им хорошо владеет. Но для повседневной жизни этого мало — продавцы, официанты его не понимают. Хотя у меня есть знакомые украинцы, которые общаются только на английском и нормально живут. Правда, многих незнание языка раздражает, особенно, если он нужен для работы. Поэтому все, кто сюда приезжает, начинают его изучать. Мне было несложно преодолеть языковой барьер — я немного знала китайский, когда ехала в Пекин.

КУЛЬТУРА

10934582_10203055185409882_1227789612_n
Многое в китайской культуре сложно принять. Например то, что большая часть населения после туалета не моет руки. А еще они переходят дорогу, где хотят. Теперь и я так перехожу, хотя в Китае даже программы снимают для повышения культурного уровня, а на перекрестках стоят специальные люди, которые не позволяют пешеходам переходить дорогу на красный. Ко многим вещам я привыкла, но любовь китайцев все ограждать бесит до сих пор.
Бывает, зашел куда-то и думаешь, что выйдешь с другой стороны, а нет. Прошел 10 минут, а выход один — тот, в который ты зашел. Приходится идти назад.
При этом мне очень нравится, как они относятся к старшим — с большим уважением. В Китае не страшно стареть. По утрам и вечерам пенсионеры ходят в парки, там у них есть что-то вроде клубов по интересам: кто-то кунг-фу занимается, кто-то поет, кто-то танцует.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

10867037_10203058348928968_2036078409_n
Развлечений в Пекине много, но мое любимое времяпровождение — сидеть с друзьями в кафе или ездить по достопримечательностям. Благо, их в Китае много. А так молодежь в основном ходит по клубам и барам. Еще мне нравится 798 Art Zone, там выставляют свои работы китайские художники. Похоже на нашего «Пинчука» только больше по площади. Парки тоже люблю, их здесь очень много. Кстати, в Пекине есть памятник Тарасу Шевченко. Не многие об этом знают.

0 коммент.:

Отправить комментарий