В мире, где правит Интернет и поисковые системы (Google, Bing, Yahoo!, Yandex, Baidu), поиск абсолютно любой информации — дело нескольких минут. Значение поисковых систем в нашей жизни сложно недооценить, поэтому неудивительно, что их развитие идет огромными темпами. Если вчера любой вебмастер мог полагаться исключительно на простую HTML-разметку, то сегодня этого будет уже недостаточно. Поисковые машины становятся умнее и предъявляют повышенные требования не только к тому, как должна быть отображена та или иная информация, но и к тому, какой смысловой посыл она несет. Например, если раньше было достаточно прописать <h1>Властелин колец: Возвращение короля</h1>, то сегодня этим уже не обойдешься. Почему? Дело в том, что человек быстро сообразит, идет ли в данном случае речь о фильме, о книге, об изображении и т.п., а вот поисковая система справится с этим не так легко и, следовательно, будет не так эффективно искать информацию, адекватную запросу пользователя. Чтобы решить проблему понимания информации поисковыми системами, используется микроразметка с помощью микроданных со словарем Schema.org. В данной статье мы поговорим о том:
- что такое микроразметка;
- какие бывают виды микроразметки;
- чем полезна микроразметка;
- как описывать данные с помощью Schema.org;
- как микроразметка влияет на поисковую выдачу и используется в поисковой оптимизации;
- что такое расширенные сниппеты для Google и Yandex и как их использовать;
- а также о 9 самых популярных схемах микроразметки, которые должен знать каждый вебмастер и SEO специалист.
Конечно же, будет много примеров, которые, надеемся, помогут Вам применить микроразметку и на Ваших собственных сайтах.
О микроразметке
Словарь микроданных Schema.org появился в 2011 году, когда Google, Microsoft и Yahoo! (позже к ним присоединился и российский Yandex) решили унифицировать схемы семантической разметки. Schema.org — единый словарь тегов, который может использоваться вебмастерами для разметки страниц так, чтобы поисковые системы Google, Yandex, Bing и Yahoo! могли “читать” информацию на них.
Микроразметка позволяет использовать единый стандарт, который значительно облегчает семантическую оптимизацию. В настоящее время, используются три типа микроразметки:
- Микроданные. Используется с HTML и Schema.org для описания специальных данных. Например, если это фильм, то мы можем специально прописать его название, жанр, режиссера, актеров, рейтинг и т.п.
- Микроформаты. Используются в качестве простых сущностей, то есть описывают тип информации на странице, задавая набор свойств. Например, если это какое-то мероприятие, то мы специально пропишем его название, дату, время начала и окончания мероприятия и т.п.
- RDFa. То же используется вместе с сущностями, свойствами и элементами. Используется не так часто, как микроданные и микроформаты, так как уступает им в функциональности.
Отметим, что в данной статье мы сделаем акцент на микроданных и словаря Schema.org.
Описываем данные с помощью Schema.org
Теперь, когда Вы примерно представляете, что такое микроразметка, начнем углубляться в детали. Для начала поговорим о том, как описать данные с помощью Schema.org. Почему мы выбрали Schema.org и микроданные? Дело в том, что это наиболее популярный, надежный и эффективный способ микроразметки. Он не так сложен как RDFa и, к тому же, рекомендован Google.
Schema.org — это словарь тегов для разметки микроданных в HTML5, в котором также присутствуют различные сущности, атрибуты и их свойства. На данном этапе, поговорим о тех основных атрибутах: itemscope, itemtype и itemprop.
- Itemscope. Этот атрибут позволяет разграничивать информацию на странице, выделять отдельные блоки для каждой сущности.
- Itemtype. Этот атрибут работает в паре с itemscope и определяет тип выделенной сущности с помощью иерархии типов в Schema.org.
- Itemprop. Этот атрибут позволяет описать дополнительную информацию о сущности. Например, речь идет о книге, то это может быть название, автор, жанр, год издания и т.п.
Теперь рассмотрим вышеописанное на конкретном примере. Предположим, что Вы хотите внедрить микроразметку на странице уже упомянутого нами фильма “Властелин колец: Возвращение короля”. Скорее всего, часть HTML-кода без микроразметки выглядит примерно так:
<div>
<h1>Властелин колец: Возвращение короля</h1>
<span>Режиссер: Питер Джексон</span>
<span>Фэнтези</span>
<a href=”ссылка”>Смотреть фильм</a>
</div>
Выделим блок, который посвящен фильму, с помощью itemscope.
<div itemscope>
<h1>Властелин колец: Возвращение короля</h1>
<span>Режиссер: Питер Джексон</span>
<span>Фэнтези</span>
<a href=”ссылка”>Смотреть фильм</a>
</div>
Теперь поисковой робот будет понимать, что всю информацию между <div> и </div> надо рассматривать как одно целое.
Далее добавляем тег itemtype. Так мы сообщим поисковым ботам, какая именно информация находится в выделенном блоке. В нашем случае мы используем схему Movie.
<div itemscope itemtype=”http://schema.org/Movie”>
<h1>Властелин колец: Возвращение короля</h1>
<span>Режиссер: Питер Джексон</span>
<span>Фэнтези</span>
<a href=”ссылка”>Смотреть фильм</a>
</div>
Далее сообщаем поисковым ботам больше информации о фильме с помощью тега itemprop. В данном примере мы можем указать микроразметку названия фильма, режиссера, жанра, а также URL.
<div itemscope itemtype=”http://schema.org/Movie”>
<h1 itemprop=”name”>Властелин колец: Возвращение короля</h1>
<span>Режиссер: <span itemprop=”director”>Питер Джексон</span></span>
<span itemprop=”genre”>Фэнтези</span>
<a href=”ссылка” itemprop=”movie”>Смотреть фильм</a>
</div>
Обратите внимание, что тегами с атрибутом itemprop в большинстве случаев надо оборачивать конкретный текст. В примере выше мы добавили дополнительную пару тегов <span>, чтобы поисковые роботы не рассматривали слово “режиссер” в качестве самого режиссера.
Что еще нужно знать о микроданных и Schema.org?
- Первое, в Schema.org есть много схем с заданными свойствами (о самых популярных из них мы поговорим ниже). Их количество постепенно увеличивается.
- Второе, основных свойств четыре (в реальности их гораздо больше — см. свойства Thing): name, description, URL и image. Дочерние сущности и схемы всегда получают свойства “родителей”.
- Третье, с помощью Schema.org желательно делать разметку только той информации, которая видна пользователям сайта. Не делайте разметку скрытых блоков информации.
- Четвертое, при разметке надо всегда использовать ожидаемый тип и текст, обращайте внимание на вложенные сущности, дочерние и родительские типы. Например, у Вас есть цепочка Thing — Place — TouristAttraction. Задавая схему TouristAttraction, будьте готовы использовать свойства, принятые в данной цепочке. Если этого не делать, то поисковые системы просто не смогут “понять”, что Вы им хотели сказать.
- Пятое, старайтесь использовать отдельную схему для каждой конкретной ссылки. Например, у Вас есть список товаров на странице. Убедитесь, что каждый из них будет помечен, как Product, а каждая ссылка на него, как URL.
Польза микроразметки и поисковая выдача. Расширенные спиппеты
Как было написано выше, микроразметка помогает поисковым системам не только лучше отображать, но и лучше понимать, размещенную на странице информацию. Именно микроразметка дает поисковым роботам подробную “карту” того, как следует обработать и проиндексировать информацию. Именно микроразметка, в конечном счете, позволяет значительно улучшить релевантность страницы как для поисковых систем, так и для пользователей. Следовательно, улучшается и поисковая выдача. Считается, что микроразметка может увеличить поступление трафика на сайт примерно на 30%. Согласитесь, что такая поисковая оптимизация — хорошее решение!
Присутствие микроразметки на странице делает страницу более информативной и привлекательной в выдаче с помощью сниппета. Сниппет с микроразметкой позволяет вывести в выдачу более полное описание страницы, указать разделы и цены, отобразить фото, адрес и телефон компании. Сравните два примера ниже и почувствуйте разницу:
Сайт в выдаче без микроразметки
Сайт в выдаче с микроразметкой
Думаем, понятно, какой сайт привлечет пользователей и трафик. Подробный и грамотный сниппет позволяет сэкономить время и быстро понять, стоит ли заходить на сайт или нет, и, следовательно, на сайт попадут только те, кому это действительно надо. Качественный трафик гарантирован. В общем, микроразметка делает сайт более заметным как для поисковых роботов, так и для пользователей, что положительно влияет на трафик, выдачу и конечную удовлетворенность клиента сайтом.
Расширенный сниппет для Google
Google позволяет помешать небольшое описание веб-страницы (сниппет) в выдаче. Чем детальнее и информативнее сниппет, тем легче пользователю понять, насколько содержание веб-сайта релевантно его запросу. Добиться информативности сниппета можно с помощью микроразметки микроданными со Schema.org. Например, если речь идет о веб-сайте ресторана, то с помощью микроразметки можно не только указать его название, но и добавить цены, рейтинг, время работы, адрес, фотографии блюд и т.п. В общем, расширенный сниппет просто не может повредить.
Создать расширенный сниппет для Google можно:
- выбрав формат разметки (в нашем случае это микроданные);
- разметив содержание (см. примеры ниже);
- проверив разметку с помощью специальных валидаторов (о них речь то же пойдет ниже).
Пример кода расширенного сниппета для Google
Пример расширенного сниппета для Google в выдаче
Отметим, что на настоящий момент Google поддерживает сниппеты для отзывов, людей, товаров, компаний, организаций, рецептов, мероприятий, музыки и некоторых других типов контента. Каждый тип имеет свои свойства и особенности.
Расширенный сниппет для Yandex
В Yandex так же используются расширенные сниппеты, которые дают пользователю полное представление о том, отвечает ли содержание веб-сайта его запросу или нет. Так же, как и в случае с Google, пользователь выбирает подходящие результаты выдачи, не заходя на все сайты подряд.
Расширенный сниппет от Yandex содержит заголовок, краткое описание и дополнительную информацию. Например, в сниппет можно добавить быструю ссылку на определенный раздел сайта, адрес компании, данные о товарах и услугах, отзывы, рейтинг, данные по музыкальным произведениям, фильмам, клипам, рецептам, рефератам, словарным статьям и многое другое.
В сниппетах Yandex используются так называемые навигационные цепочки. Если сайт довольно большой и имеет хорошо выраженную структуру, то навигационная цепочка может включать быстрые ссылки, что значительно облегчает доступ к разным разделам сайта, а также позволяет оценить объем контента, его тип и релевантность запросу. Из этого следует, что вебмастер обязан сделать сайт понятным и простым.
Пример
Отдельно отметим, что сниппеты Yandex могут содержать даты. Например, если речь идет о новости, публикации в блоге, новостном сообщении и т.п., то дата крайне необходима для ориентации пользователя. Чтобы сообщать поисковым роботам даты, вебмастер должен настроить формирование URL в виде шаблона.
Пример
Популярные схемы микроразметки
Теперь, когда Вы имеете представление о микроразметке, ее пользе в поисковой оптимизации и вариантах использования, поговорим о самых популярных схемах микроразметки, которые реально могут улучшить отображение контента, помочь сгенерировать больше трафика и привлечь больше посетителей.
Итак, какие же схемы микроразметки являются самыми популярными и могут помочь SEO? Если верить данным, предоставленным компанией SimilarTech, то получается, что самыми популярными в мире являются схемы:
- Offer Schema
- WebPage Schema
- AggregateRating Schema
- Product Schema
- Review Schema
- Rating Schema
- SearchAction Schema
- MobileApplication Schema
- WebSite Schema
Поговорим о каждой из них отдельно. Конкретно мы поговорим о том, где и как применяется каждая из перечисленных выше схем, приведем примеры сниппетов, а также предоставим примеры разметки.
Offer Schema
На русский язык “offer” переводится “предложение”. Фактически, суть Offer Schema состоит в предложении чего-то. Например, сайт предлагает купить такую-то книгу или фильм, арендовать квартиру, посмотреть сериал онлайн, отремонтировать машину и т.п. Одно из таких предложений Вы можете увидеть на расширенном сниппете ниже.
Пример сниппета
Offer Schema является дочерней сущностью Intangible, которая, в свою очередь, закреплена за самой общей сущностью Thing.
WebPage Schema
WebPage Schema, как можно догадаться, является схемой микроразметки для отдельной веб-страницы. В Schema.org предполагается, что эта схема может “захватывать” некоторые присущие странице свойства (например, breadcrumb — хлебные крошки). Даже если свойство не выделено в блоке микроразметки с помощью itemscope, но находится на странице, то поисковые боты все равно “поймут”, что оно относится к блоку. Отметим, однако, что лучше задавать свойства отдельно.
WebPage Schema является дочерней сущностью CreativeWork, которая, в свою очередь, закреплена за самой общей сущностью Thing.
AggregateRating Schema
AggregateRating Schema — это средний рейтинг сайта или веб-страницы, который вычисляется на основе различных оценок и отзывов, оставленных клиентами и пользователями. Отображается в виде звездочек; рядом указывается количество отзывов, на основе которых вычислен рейтинг. Из этого следует, что AggregateRating Schema всегда используется в паре с Review Schema. Смотри расширенный сниппет ниже.
Пример сниппета
AggregateRating Schema является дочерней сущностью Rating.
Product Schema
Product Schema — популярная схема, которая используется для отображения конкретного товара или услуги. Например, это может быть пара ботинок, билет на концерт, автомобиль, серия сериала или фильм и т.п. Смотри расширенный сниппет ниже.
пример сниппета
Product Schema является дочерней сущностью Thing.
Review Schema
Review Schema — это схема для информативного отображения отзывов на товар, услугу, фильм, альбом, магазин, ресторан и т.п. Смотри расширенный сниппет ниже.
пример сниппета
Review Schema является дочерней сущностью CreativeWork, которая, в свою очередь, закреплена за самой общей сущностью Thing.
Rating Schema
Rating Schema позволяет отобразить рейтинг сайта или веб-страницы в цифровом выражении. Например, рейтинг такого-то ресторана — 3,5 звезды, а такого-то магазина — 4 звезды. В отличие от AggregateRating, Rating вычисляется только на основе оценок и без учета отзывов.
Rating Schema является дочерней сущностью Intangible, которая, в свою очередь, закреплена за самой общей сущностью Thing. Rating — родительская схема для AggregateRating Schema.
SearchAction Schema
SearchAction Schema позволяет совершить поиск по ресурсу прямо из выдачи. Топовые сайты в США делают акцент именно на этой схеме (по данным SimilarTech). Смотри расширенный сниппет ниже.
пример сниппета
SearchAction Schema является дочерней сущностью Action, которая, в свою очередь, закреплена за самой общей сущностью Thing. SearchAction — родительская схема для FindAction Schema.
MobileApplication Schema
MobileApplication Schema позволяет отобразить в поиске свойства мобильного приложения; содержит указание на то, что это приложение разработано для работы на мобильных устройствах.
Mobile Application Schema является дочерней сущностью SoftwareApplication, которая, в свою очередь, является дочерней сущность CreativeWork, а та закреплена за Thing.
WebSite Schema
WebSite Schema — схема для отображения набора связанных веб-страниц или других элементов, которые размещены на едином веб-домене и имеют один URL.
WebSite Schema является дочерней сущностью CreativeWork, которая, в свою очередь, закреплена за самой общей сущностью Thing.
Валидация и проверка микроразметки на Schema.org
Разметка на Schema.org нуждается в тестировании и проверке так же, как и верстка веб-страницы и код какой-либо программы. Рекомендуем всегда проводить валидацию разметки, ведь именно от нее зависит то, насколько эффективно поисковые боты “прочитают” контент сайта. Корректность разметки можно проверить с помощью следующих инструментов:
- Structured Data Testing Tool. Этот инструмент от Google прост в использовании и позволяет довольно быстро проверить разметку как на целом сайте, так и в части HTML-кода.
- Валидатор микроразметки. Этот инструмент от Yandex работает так же, как и вышеописанный Structured Data Testing Tool: введите URL сайта или часть HTML-кода, нажмите кнопку “Проверить” и наслаждайтесь.
- Structured Data Linter. Этот инструмент в целом похож на два вышеописанных. Единственным отличием является возможность загружать файл с HTML-кодом сайта для анализа.
Надеемся, что эти инструменты принесут Вам пользу.
Вывод
Итак, что можно сказать напоследок? Микроразметка уже здесь, ей активно пользуются все больше и больше вебмастеров и SEO специалистов для более грамотной и эффективной поисковой оптимизации. Микроразметка хороша для всех: пользователь получает доступ к более релевантной и структурированной информации; поисковые боты лучше “читают” и индексируют сайт; вебмастер и SEO специалист получают удовольствие от возросшего трафика и большего количества правильных посетителей.
В микроразметке нет ничего сложного, особенно если Вы решили остановиться на микроразметке микроданными с помощью Schema.org. Все данные унифицированы на сайте schema.org, и если Вы владеете английским, то проблем у Вас точно не возникнет. На сайте есть и описания отдельных схем, и их свойства, и примеры.
С чего начать? Если Вы читаете данную статью, то, думаем, очевидно, что начать надо с 9 схем микроразметки, которые были описаны выше. Если у Вас нет времени на все 9, то остановитесь хотя бы на самых нужных для Вашего бизнеса. Например, если Вы держите Интернет-магазин, то логичнее будет начать с Offer, Product, Review, Rating и SearchAction. Если Вы владеете корпоративным сайтом, то начните с WebSite и WebPage. В общем, решать Вам.
Не забывайте проверять микроразметку валидаторами. Помните, что весь смысл в том, что поисковые роботы могли лучше понять содержание страницы или сайта, а, если в коде ошибки, то этого не произойдет.
Сегодня грамотная и успешная поисковая оптимизация во многом зависит от микроразметки, так что не теряйте времени даром. Спасибо, что были с нами!
0 коммент.:
Отправить комментарий