вторник, 3 февраля 2015 г.
oDesk. Мой опыт за полтора года
oDesk. Мой опыт за полтора года
Вот уже полтора года я зарабатываю фрилансом на бирже oDesk. За это время у меня накопилось много материалов по данной теме. В данном топике я собрал все в одну статью и адаптировал для аудитории хабра.
Почему oDesk?
Потому, что оплата труда в среднем выше, чем на российских биржах, и как по мне заказчики более адекватные.
Я также пробовал Elance, который, кстати, теперь слился с oDesk, но там мне долго не удавалось взять свой первый заказ, поэтому я и перешел на oDesk.
Также существуют биржи, для регистрации на которых стоит пройти некий экзамен, уровень заказов там намного выше, но в данный момент oDesk меня полностью удовлетворяет.
Мой путь за полтора года
С самого начала я пытался взять заказ на маленький проект, чтобы получить свой первый отзыв. Но не получалось у меня очень долго. Наверное, все проекты на 5$ забирают себе индусы.
Я начал пробовать себя в простеньких проектах примерно на неделю работы. В итоге за 4 месяца я сделал десяток викторин, фактически клонов друг друга, с разным дизайном. Я тратил очень много времени и получал не очень много денег. Зачастую заказчик манипулировал мной, говоря, что не заплатит деньги.
Затем был сложный проект, связанный с низкоуровневым кэшированием данных на Android. Это был первый почасовый проект и первый финансовый успех.
Следующий проект — создание прототипа большого приложения на Java SE c последующей почасовой разработкой, а после — и долгой его поддержкой.
Но почасовая работа отнимает много времени и забирает свободу. Таким образом, я полностью перешел на fixed price. С этого момента я занимаюсь проектами c фиксированной оплатой от двух месяцев и затем поддерживаю их за некоторую сумму в месяц.
Профиль
Профиль на oDesk, на мой взгляд, не очень важный пункт, но для большей эффективности в общении с заказчиками на начальной стадии я хорошо поработал над ним. Важно, чтобы он не был пустым.
Фото:
Нужно фото, на котором хорошо видно ваше лицо. Важно, чтобы на фото не было никого, кроме вас, а ваш вид был достаточно серьезным. Особенно важна серьезность для молодых фрилансеров, так как я зачастую сталкиваюсь со стереотипами о возрасте среди заказчиков.
Информация о себе:
Когда я только начинал фрилансить, я просто составил список своих технических способностей и записал их по группам. Например:
— SQL, SQLite, MySQL
— JSON, XML
…
Так я проработал примерно полгода и после очередного удачно выполненного проекта мой заказчик меня удивил. Его сообщение было похоже на:
Если учесть, что клиент был американцем и по специальности маркетолог, то я сразу согласился.
После этого вместе сухого списка моих способностей в моем профиле красуется довольно большое количество текста. Суть информации обо мне не изменилась, однако она приобрела иную форму, форму рассказа.
Список технологий/способностей:
Я добавил все, с чем хоть чуть-чуть знаком. Зачастую при поиске кандидата заказчики устанавливают фильтры на определенные технологии. Популярные технологии можно посмотреть в описании работы, в последнее время oDesk ввел возможность заказчикам указывать необходимые для задачи способности.
Тесты:
По моему субъективную мнению, тесты на oDesk абсолютно не отражают реальную картину знаний. Заказчики тоже редко смотрят на них, хотя и иногда фильтруют в поиске по балу теста. Так как тесты занимают слишком много времени, я сдал несколько тестов, чтобы попасть в Top 30%
Хороший результат по профильной технологии даст заказчику уверенность, что я хоть немного разбираюсь в теме. Однако, когда у меня стало больше 3-4 выполненных проектов, тесты стали не так важны.
Employment History/Education/Other Experience:
Мне этот пункт кажется совершенно бесполезным, но для того, чтобы профиль не был пустым, я заполнил и их тоже.
Портфолио:
Не сильно раздуваю его, 10 работ вполне достаточно.
Описание работ достаточно маленькое, главное внимание заказчиков — к количеству и к скриншотам. Неплохо так же указывать ссылку.
Особое внимание к скриншотам: добавить фон и макет телефона дело 5 минут, но какой эффект!
Уровень английского:
Однозначно нужно ставить как минимум 4-й уровень (Conversational). Извиниться и отказаться от работы вы всегда успеете, а при низком уровне потеряете большое множество потенциальных заказчиков.
Группы:
На мой взгляд, группы выглядят довольно престижно и выделяют вас среди остальных. Получить их легко — можно просто вступить в различные группы и участвовать в конкурсах от oDesk.
Как я выбираю заказчика
Все написанное ниже довольно очевидно, но я решил добавить для полной картины.
На oDesk, как и везде, есть недобросовестные люди. Они могут очень сильно потрепать нервы, шантажировать и даже вообще не заплатить за работу.
Расскажу на основе скриншотов.
Самый лучший вариант — клиент давно на сайте, заплатил уже довольно большое количество денег и рейтинг у него солидный. Стоит ему доверять, потому что ему невыгодно кидать вас, так как репутация важнее.
Новый клиент. Это не означает, что он плохой, скорее всего он окажется хорошим, но стоит предпринять меры предосторожности.
На мой взгляд — самый худший вариант. Во-первых, средний рейтинг ОЧЕНЬ маленький — 3$ в час, а это значит, что клиент жадный и придирчивый. Рейтинг около 4 звезд — это очень плохо. Как правило, если рейтинг меньше 4 звезд, то заказчики просто создают новый аккаунт, так как никто с ними не хочет работать. Я вот долго искал и не смог найти такого для скриншота.
Самый худший рейтинг который я видел — 4.13
Стоит также обращать внимание на комментарии к прошлым работам клиента. Там всегда вы сможете узнать, на какую сумму можно рассчитывать, и какие проблемы возникнут с этим заказчиком.
Еще интересный момент: есть заказчики, у которых профиль выглядит хорошо, но у них много проектов «In progress», которые начались не так давно или примерно в одно и то же время. Это признак обмана. Скорее всего такой заказчик кинет всех исполнителей пачкой и забросит свой аккаунт.
Что мне приносит больше всего денег
На мой взгляд, самые прибыльные проекты — это fixed-price на длительный срок (для меня это более 5 месяцев). Но самые эффективные (отношение потраченых усилий к полученной выгоде) — поддержка своих прошлых проектов. Времени на поддержку своих проектов нужно не много, а оплата хорошая.
Фиксированная и почасовая оплата
Фиксированная оплата труда
При фиксированной оплате труда заказчик заранее устанавливает бюджет для проекта или для текущей фазы. Когда я предлагаю свои услуги, я также должен указать свою оценку стоимости работ. Обычно она совпадает с бюджетом заказчика, или является меньшей, если я действительно считаю, что работа стоит меньше. Просить меньше, чем бюджет заказчика, не стоит: клиент уже определил, с какой суммой он готов расстаться, зачем просить меньше?
Если поставить цену поменьше, то получится так называемый демпинг (и вы получите больше шансов получить работу). Да, это сработает с некоторой категорией заказчиков, но с ними лучше не связываться. Клиент, который выбирает исполнителя в основном по предложенной цене (если, конечно, она сильно не превышает первоначальный бюджет), скорее всего окажется жутко дотошным и скупердяем. И, таким образом, на него будет потрачено очень много времени и нервов.
Я пользуюсь немного другой тактикой: я всегда ставлю цену немного больше первоначального бюджета, примерно на 10%. Для меня не так важны эти 10%, как адекватность клиента. В cover letter я всегда объясняю, почему я поставил бюджет немного больше, и, если клиент готов обсуждать бюджет, то это большой плюс, — значит в будущем он готов будет платить за мелкие доработки, за косяки со своей стороны etc.
При фиксированной оплате труда также есть возможность получить оплату до начала работ — это так называемый upfront payment (аванс). Я лично считаю, что получать деньги, ничего не сделав, — не хорошо, поэтому я никогда не прошу upfront payment. Однако и в этом случае можно обезопасить себя от обмана.
Изначально я разделяю весь бюджет на 70%/30%. Затем составляю смету на всю протяженность работ. Получается некоторое техническое задание + примерные сроки выполнение каждых модулей + их стоимость. Вся протяженность работ делится на промежутки(1-2 недели), и я выставляю цену на каждый промежуток отдельно, поровну поделив 70% между промежутками. Таким образом, меня могут обмануть только на неделю-две моей работы. Остальные 30% я получаю после финиша всего проекта, это гарантия того, что я закончу проект.
Почасовая оплата труда
При почасовой оплате труда выплачивают деньги каждую неделю.
Засекать потраченное время нужно при помощи ПО от oDesk или путем добавления потраченного времени на сайте вручную (manual time).
ПО oDesk засекает время по 10 минут. Причем оно засекает промежутки, кратные 10, то есть xx:00-xx-10, xx:10-xx:20, … В течение этих десяти минут в случайное время делается скриншот вашего экрана, но только один скриншот в 10 минут. Таким образом, если в текущие 10 минут уже был сделан скриншот, то не стоит бояться, что он сфотографирует что-то еще, и можно смело сидеть в Вконтактике оставшееся время. Не стоит также переживать, если скриншот сделан, когда вы занимались чем-то не тем: можно удалить его сразу на сайте и заказчик даже не узнает этого, просто вы потеряете деньги за 10 минут.
Также в течение 10 минут собирается информация об активности (движение мыши, клики мыши, нажатия на клавиатуру). На самом деле считаются только факты активности, а не ваши конкретные действие, так что достаточно раз в пару минут нажать стрелки на клавиатуре и поводить мышкой.
Стоит заметить, что таким обманом (отслеживание времени, когда фактически не работаешь) можно заниматься только тогда, когда ты реально быстро выполнил какую-либо часть работы и теперь просто хочешь получить адекватную оплату за нее. В противном случае ваши действия легко обнаружатся и вы потеряете клиента.
Некоторые клиенты запрещают добавлять manual time, что для меня жутко неудобно, потому что я часто отвлекаюсь и мне сложно все 10 минут уделить работе. Более того, это говорит о том, что клиент мне не доверяет, и я стараюсь с такими людьми не работать.
Оплата приходит раз в неделю. Каждый понедельник oDesk отправляет отчет о вашей работе заказчику, он его пару дней проверяет и, если все хорошо, то еще через три-четыре дня деньги попадают вам на счет.
Недавно oDesk ввел ожидаемый уровень стоимости почасовых работ для клиента (значки «$», «$$», «$$$»). Они определяют, сколько денежек клиент готов платить за каждый час.
Примерно:
$ — до 7$ в час
$$ — от 7$ до 15$
$$$ — более 15$ в час
Но оценка во многом зависит от клиента. Например, уровень $$$ для заказчика из США (больше 30$) и для заказчика из Индии (15$) или России (20$) — совершенно разные цены.
Уровень английского
Английский язык — основной на сайте oDesk. Для большинства специалистов в сфере IT это не является проблемой, но даже если это не так, то не стоит откладывать старт работы, чтобы выучить английский язык.
Примерно 99% всей работы на oDesk ведется на английском языке. Конечно, встречаются заказчики, которые хотят общаться на русском или китайском, но это скорее исключение. Поэтому стоит приготовиться, что вся работа будет вестись на английском языке.
Основной способ общения для меня — email переписка. Немного реже используется skype-чат, но без него никуда. Будьте готовы, что вам придется вести живое общение с заказчиком, пусть даже и не в речевой форме. За полгода работы не было ни одного случая, когда клиенты требовали провести звонок по скайпу, однако возможность свободно общаться на английском предоставляет намного больше шансов взять дорогой проект и вести более продуктивную работу.
Если для вас тяжело писать на английском, то не стоит пытаться сначала выучить, а потом начинать работать. Этот навык приходит в процессе работы, хотя и придется в самом начале каждое сообщение загонять в переводчик.
Правильность написания, грамматика не особо важны, главное чтобы заказчик и вы понимали друг друга. Клиенты понимающе относятся к тому, что английский язык не основной для вас, главное, чтобы работу работали.
Cover letter (письмо заказчику)
На мой взгляд, самая важная часть поиска работы на oDesk — грамотно написать cover letter. Все в нескольких предложениях необходимо убедить заказчика, что:
— я справлюсь с заданием;
— я полностью понимаю ТЗ;
— со мной легко общаться и взаимодействовать;
— не будет непредвиденных ситуаций;
— … можно продолжать очень долго.
Рассмотрю пример одного из моих cover letter (прошу прощения за английский), который дал мне один из самых прибыльных проектов:
Job description:
Cover letter:
Далее идет обсуждение технических моментов.
Выделю основные моменты, которые считаю важными:
— исходя из описания работы, клиент хорошо технически подкован, а значит, необходимо показать, что ваш уровень не хуже;
— более того, у клиента есть определенные тезисы по работе, стоит сразу задать по ним вопросы или высказать свое мнение, тем самым вы покажите, что разобрались в теме;
— если описание содержит ссылку на какой-то большой технический документ, то стоит обязательно его прочитать и в cover letter показать, что вы изучили проблему клиента от и до;
— я показал, что имею личную заинтересованность в проекте. На самом деле это 100% правда: я берусь только за те проекты, которые мне действительно было бы интересно делать, иначе работа превращается в сущий ад;
— в тот момент у меня в портфолио было немного работ, поэтому я сослался на NDA(соглашение о неразглашении) которое не дает мне показать большое количество собственных работ. Это было отчасти правдой, так как в тот момент у меня было несколько успешных проектов, которые все еще были под NDA;
— стоит также указать, что вы уже делали подобный проект в прошлом, не обязательно его показывать, но сказать стоит;
— далее, я понизил свой рейтинг, что на самом деле было неправильно, но в процессе работы с ними я повысил рейтинг до 30$/час;
— готовность сделать тестовое задание — гарантия клиенту, что вы адекватный человек и сможете выполнить работу. Как правило, никто тестовое задание не дает;
— в своем сообщении я показал, что очень хорошо разобрался в проблеме клиента.
Циферки, циферки, циферки
Читая подобные статьи, мне всегда интересно узнать, какая польза от того, что говорит автор. К сожалению, NDA запрещает говорит подробнее.
За первые 4 месяца я заработал 650$ на маленьких играх-викторинах. Уходило примерно 20-30 часов в неделю.
Начиная с 3 месяца я попутно взял почасовой проект — Android-библиотека. Я заработал на ней 2000$ за 3 месяца. Тратя 10-15 часов в неделю.
Затем был проект демо-версия приложения, связанного с наукой, некий прототип. Я заработал 500$ за неделю. В общей сложности 20 часов.
После удачного прототипа я продолжил работать с данным приложением и получил 5000$ за два месяца, примерно 15 часов в неделю.
Следующий проект длился 7 месяцев и принес мне 15000$. Это был видеостриминг для андроид. Примерно 15 часов работы в неделю.
Следующий проект — небольшое приложение для работы с фото для android. 2 месяца работы по 30-40 часов и 5000$ профита. После этого 3 месяца поддержки и дополнительно 4000$, примерно 3-4 часа в неделю.
Самым удачным месяцем был сентябрь: 4000$ за месяц и 25 часов работы в неделю.
4000$ за месяц и 25 часов работы в неделю.
Таким образом, за полтора года я заработал примерно 33000$.
Вывод денег
Чтобы вывести деньги, oDesk предлагает большое множество различных способов.
Но, фактически, приемлемым вариантом для жителей СНГ является только один — Payoneer. Прямые платежи не пропускают банки из-за необходимости юридически правильного контракта от заказчика, который сделать довольно сложно и такие сложности не оправданы для маленьких проектов — PayPal на вывод средств в СНГ не работает.
Итак, что такое Payoneer?
Это американская компания, которая создает для вас долларовую карту в иностранном банке. Однако, стоит заметить, что вы не являетесь владельцем счета, вы всего лишь владелец карты, привязанной к общему счету Payoneer (это важно, так как, например, граждане Украины не могут иметь счет в иностранном банке без разрешения НБУ).
Вам достаточно ввести свои данные в форму (ФИО и данные о проживании) и через один или два месяца к вам на почту придет конверт с картой внутри. Данные лучше вводить правдивые. Доказать, что эта карта ваша, возможно только если вы подтвердите, что регистрировались на данном сайте, а ваши паспортные данные совпадут с данными на сайте.
По поводу транскрипции — лучше писать так, как написано в загранпаспорте, или, если его нет, — как на правах. Также можно посмотреть правила официальной транскрипции букв. В каждой стране есть специальный документ, который содержит транскрипции имен и фамилий латиницей.
Стоимость обслуживания карты 30$ в год. Данная сумма снимается автоматически раз в год и только при наличии денег на счету.
Моя карта пришла примерно через полтора месяца после заказа, в обычным конверте из штата Иллинойс.
Снимать деньги можно в любом банкомате. Перед использованием карты ее необходимо активировать на сайте и установить пин-код. До активации карту использовать нельзя. Теперь осталось только подвязать карту к oDesk аккаунту. Это делается в настройках oDesk и занимает 5 минут.
C Payoneer также удобно тратить деньги. Можно переводить деньги на другой аккаунт Payoneer(до 1000$ в день), например, для оплаты труда других людей, или привязать карту к PayPal и оплачивать покупки в интернет.
У Payoneer очень хорошая поддержка на русском языке, поэтому любой вопрос можно задать на форуме. На хабре, кстати, тоже присутствуют.
Так же у Payoneer есть очень лояльная реферальная программа: если вы регистрируетесь по реферальной ссылке, то компания платит 25$ не только тому, кто пригласил, но и новому пользователю, как только тот заработает свои первые 100$. Таким образом, вы легко покрываете почти все расходы на обслуживание карты за первый год. Так как хабр запрещает рекламу в постах, то ссылки не будет, но вы легко можете найти ее через мой профиль.
Легальность
Что касается Украины, то простого способа легализовать доходы я не нашел. Для больших проектов можно заключать контракты с заказчиком, получать акт выполненных работ и все. Но для маленьких проектов данный вариант не подходит, так как очень дорого обходится.
Есть полулегальный вариант: сделать ЧП, например как аникейщик, снимать деньги через payoneer и вносить их в декларацию в качестве оплаты за услуги, предоставленные населению.
Буду рад ответить на любые вопросы.
Добавлено:
В комментариях появилось большое количество замечаний по поводу уровня моего английского языка. Да, он не очень хороший. Однако, никогда клиенты не делали мне замечания по поводу языка и не переспрашивали. Для меня не так легко общаться через скайп, но всегда можно переспросить и заказчики понимающее относятся к этому. Более того, большинство моих заказчиков не из англоязычных стран и я зачастую вижу ошибки в их сообщениях.
Почему oDesk?
Потому, что оплата труда в среднем выше, чем на российских биржах, и как по мне заказчики более адекватные.
Я также пробовал Elance, который, кстати, теперь слился с oDesk, но там мне долго не удавалось взять свой первый заказ, поэтому я и перешел на oDesk.
Также существуют биржи, для регистрации на которых стоит пройти некий экзамен, уровень заказов там намного выше, но в данный момент oDesk меня полностью удовлетворяет.
Мой путь за полтора года
С самого начала я пытался взять заказ на маленький проект, чтобы получить свой первый отзыв. Но не получалось у меня очень долго. Наверное, все проекты на 5$ забирают себе индусы.
Я начал пробовать себя в простеньких проектах примерно на неделю работы. В итоге за 4 месяца я сделал десяток викторин, фактически клонов друг друга, с разным дизайном. Я тратил очень много времени и получал не очень много денег. Зачастую заказчик манипулировал мной, говоря, что не заплатит деньги.
Затем был сложный проект, связанный с низкоуровневым кэшированием данных на Android. Это был первый почасовый проект и первый финансовый успех.
Следующий проект — создание прототипа большого приложения на Java SE c последующей почасовой разработкой, а после — и долгой его поддержкой.
Но почасовая работа отнимает много времени и забирает свободу. Таким образом, я полностью перешел на fixed price. С этого момента я занимаюсь проектами c фиксированной оплатой от двух месяцев и затем поддерживаю их за некоторую сумму в месяц.
Профиль
Профиль на oDesk, на мой взгляд, не очень важный пункт, но для большей эффективности в общении с заказчиками на начальной стадии я хорошо поработал над ним. Важно, чтобы он не был пустым.
Фото:
Нужно фото, на котором хорошо видно ваше лицо. Важно, чтобы на фото не было никого, кроме вас, а ваш вид был достаточно серьезным. Особенно важна серьезность для молодых фрилансеров, так как я зачастую сталкиваюсь со стереотипами о возрасте среди заказчиков.
Информация о себе:
Когда я только начинал фрилансить, я просто составил список своих технических способностей и записал их по группам. Например:
— SQL, SQLite, MySQL
— JSON, XML
…
Так я проработал примерно полгода и после очередного удачно выполненного проекта мой заказчик меня удивил. Его сообщение было похоже на:
«Вы хороший исполнитель, с вами приятно работать, но у вас жутко неудачный профиль, хотите я вам помогу?»
Если учесть, что клиент был американцем и по специальности маркетолог, то я сразу согласился.
После этого вместе сухого списка моих способностей в моем профиле красуется довольно большое количество текста. Суть информации обо мне не изменилась, однако она приобрела иную форму, форму рассказа.
Hi, My name is XXX YYY.
In my portfolio, are a few of the programs that I've developed. I believe my strong points are my Creativeness and Punctuality. My #1 goal will always be to meet your needs and deadline. When working on a new project, I like to speak with the client, so that I can have a clear understanding of his/her needs and vision of the project. I'm honest and fair.
Since 2010, I'm programmer in CRDF project for the visualization of meteorological data. Developing UI (Eclipse RCP) and server (big data, cluster programming, high load).
Also from 2011, I develop Android applications and games.
Please take a look at my work history for comments from other clients. Thank you in advance for your time and consideration. I look forward to working with you soon.
I have a Bachelors in Software Engineering from Donets'k National Technical University, in the Ukraine. Listed below are my experience and skills.
— Android (2.x & 4.x): Fragments API, Location and Sensors API, SQLite, UI, Services, Maps ,ActionBarSherlock, Parse.com, admob, etc;
— Java Core: Java Core, Multithreading, Collections API, etc;
— Frameworks: Eclipse RCP, JUnit;
— Core web: XML, JSON, HTML/CSS, JavaScript;
— IDE: Eclipse;
— OS: Linux, Windows, Mac OS X;
— VCS: Git, Mercurial, SVN;
— Bug/Issue trackers: Jira, Assembla, Redmine;
— SQL;
— UML.
Список технологий/способностей:
Я добавил все, с чем хоть чуть-чуть знаком. Зачастую при поиске кандидата заказчики устанавливают фильтры на определенные технологии. Популярные технологии можно посмотреть в описании работы, в последнее время oDesk ввел возможность заказчикам указывать необходимые для задачи способности.
Тесты:
По моему субъективную мнению, тесты на oDesk абсолютно не отражают реальную картину знаний. Заказчики тоже редко смотрят на них, хотя и иногда фильтруют в поиске по балу теста. Так как тесты занимают слишком много времени, я сдал несколько тестов, чтобы попасть в Top 30%
Хороший результат по профильной технологии даст заказчику уверенность, что я хоть немного разбираюсь в теме. Однако, когда у меня стало больше 3-4 выполненных проектов, тесты стали не так важны.
Employment History/Education/Other Experience:
Мне этот пункт кажется совершенно бесполезным, но для того, чтобы профиль не был пустым, я заполнил и их тоже.
Портфолио:
Не сильно раздуваю его, 10 работ вполне достаточно.
Описание работ достаточно маленькое, главное внимание заказчиков — к количеству и к скриншотам. Неплохо так же указывать ссылку.
Особое внимание к скриншотам: добавить фон и макет телефона дело 5 минут, но какой эффект!
Уровень английского:
Однозначно нужно ставить как минимум 4-й уровень (Conversational). Извиниться и отказаться от работы вы всегда успеете, а при низком уровне потеряете большое множество потенциальных заказчиков.
Группы:
На мой взгляд, группы выглядят довольно престижно и выделяют вас среди остальных. Получить их легко — можно просто вступить в различные группы и участвовать в конкурсах от oDesk.
Как я выбираю заказчика
Все написанное ниже довольно очевидно, но я решил добавить для полной картины.
На oDesk, как и везде, есть недобросовестные люди. Они могут очень сильно потрепать нервы, шантажировать и даже вообще не заплатить за работу.
Расскажу на основе скриншотов.
Самый лучший вариант — клиент давно на сайте, заплатил уже довольно большое количество денег и рейтинг у него солидный. Стоит ему доверять, потому что ему невыгодно кидать вас, так как репутация важнее.
Новый клиент. Это не означает, что он плохой, скорее всего он окажется хорошим, но стоит предпринять меры предосторожности.
На мой взгляд — самый худший вариант. Во-первых, средний рейтинг ОЧЕНЬ маленький — 3$ в час, а это значит, что клиент жадный и придирчивый. Рейтинг около 4 звезд — это очень плохо. Как правило, если рейтинг меньше 4 звезд, то заказчики просто создают новый аккаунт, так как никто с ними не хочет работать. Я вот долго искал и не смог найти такого для скриншота.
Самый худший рейтинг который я видел — 4.13
Стоит также обращать внимание на комментарии к прошлым работам клиента. Там всегда вы сможете узнать, на какую сумму можно рассчитывать, и какие проблемы возникнут с этим заказчиком.
Еще интересный момент: есть заказчики, у которых профиль выглядит хорошо, но у них много проектов «In progress», которые начались не так давно или примерно в одно и то же время. Это признак обмана. Скорее всего такой заказчик кинет всех исполнителей пачкой и забросит свой аккаунт.
Что мне приносит больше всего денег
На мой взгляд, самые прибыльные проекты — это fixed-price на длительный срок (для меня это более 5 месяцев). Но самые эффективные (отношение потраченых усилий к полученной выгоде) — поддержка своих прошлых проектов. Времени на поддержку своих проектов нужно не много, а оплата хорошая.
Фиксированная и почасовая оплата
Фиксированная оплата труда
При фиксированной оплате труда заказчик заранее устанавливает бюджет для проекта или для текущей фазы. Когда я предлагаю свои услуги, я также должен указать свою оценку стоимости работ. Обычно она совпадает с бюджетом заказчика, или является меньшей, если я действительно считаю, что работа стоит меньше. Просить меньше, чем бюджет заказчика, не стоит: клиент уже определил, с какой суммой он готов расстаться, зачем просить меньше?
Если поставить цену поменьше, то получится так называемый демпинг (и вы получите больше шансов получить работу). Да, это сработает с некоторой категорией заказчиков, но с ними лучше не связываться. Клиент, который выбирает исполнителя в основном по предложенной цене (если, конечно, она сильно не превышает первоначальный бюджет), скорее всего окажется жутко дотошным и скупердяем. И, таким образом, на него будет потрачено очень много времени и нервов.
Я пользуюсь немного другой тактикой: я всегда ставлю цену немного больше первоначального бюджета, примерно на 10%. Для меня не так важны эти 10%, как адекватность клиента. В cover letter я всегда объясняю, почему я поставил бюджет немного больше, и, если клиент готов обсуждать бюджет, то это большой плюс, — значит в будущем он готов будет платить за мелкие доработки, за косяки со своей стороны etc.
При фиксированной оплате труда также есть возможность получить оплату до начала работ — это так называемый upfront payment (аванс). Я лично считаю, что получать деньги, ничего не сделав, — не хорошо, поэтому я никогда не прошу upfront payment. Однако и в этом случае можно обезопасить себя от обмана.
Изначально я разделяю весь бюджет на 70%/30%. Затем составляю смету на всю протяженность работ. Получается некоторое техническое задание + примерные сроки выполнение каждых модулей + их стоимость. Вся протяженность работ делится на промежутки(1-2 недели), и я выставляю цену на каждый промежуток отдельно, поровну поделив 70% между промежутками. Таким образом, меня могут обмануть только на неделю-две моей работы. Остальные 30% я получаю после финиша всего проекта, это гарантия того, что я закончу проект.
Почасовая оплата труда
При почасовой оплате труда выплачивают деньги каждую неделю.
Засекать потраченное время нужно при помощи ПО от oDesk или путем добавления потраченного времени на сайте вручную (manual time).
ПО oDesk засекает время по 10 минут. Причем оно засекает промежутки, кратные 10, то есть xx:00-xx-10, xx:10-xx:20, … В течение этих десяти минут в случайное время делается скриншот вашего экрана, но только один скриншот в 10 минут. Таким образом, если в текущие 10 минут уже был сделан скриншот, то не стоит бояться, что он сфотографирует что-то еще, и можно смело сидеть в Вконтактике оставшееся время. Не стоит также переживать, если скриншот сделан, когда вы занимались чем-то не тем: можно удалить его сразу на сайте и заказчик даже не узнает этого, просто вы потеряете деньги за 10 минут.
Также в течение 10 минут собирается информация об активности (движение мыши, клики мыши, нажатия на клавиатуру). На самом деле считаются только факты активности, а не ваши конкретные действие, так что достаточно раз в пару минут нажать стрелки на клавиатуре и поводить мышкой.
Стоит заметить, что таким обманом (отслеживание времени, когда фактически не работаешь) можно заниматься только тогда, когда ты реально быстро выполнил какую-либо часть работы и теперь просто хочешь получить адекватную оплату за нее. В противном случае ваши действия легко обнаружатся и вы потеряете клиента.
Некоторые клиенты запрещают добавлять manual time, что для меня жутко неудобно, потому что я часто отвлекаюсь и мне сложно все 10 минут уделить работе. Более того, это говорит о том, что клиент мне не доверяет, и я стараюсь с такими людьми не работать.
Оплата приходит раз в неделю. Каждый понедельник oDesk отправляет отчет о вашей работе заказчику, он его пару дней проверяет и, если все хорошо, то еще через три-четыре дня деньги попадают вам на счет.
Недавно oDesk ввел ожидаемый уровень стоимости почасовых работ для клиента (значки «$», «$$», «$$$»). Они определяют, сколько денежек клиент готов платить за каждый час.
Примерно:
$ — до 7$ в час
$$ — от 7$ до 15$
$$$ — более 15$ в час
Но оценка во многом зависит от клиента. Например, уровень $$$ для заказчика из США (больше 30$) и для заказчика из Индии (15$) или России (20$) — совершенно разные цены.
Уровень английского
Английский язык — основной на сайте oDesk. Для большинства специалистов в сфере IT это не является проблемой, но даже если это не так, то не стоит откладывать старт работы, чтобы выучить английский язык.
Примерно 99% всей работы на oDesk ведется на английском языке. Конечно, встречаются заказчики, которые хотят общаться на русском или китайском, но это скорее исключение. Поэтому стоит приготовиться, что вся работа будет вестись на английском языке.
Основной способ общения для меня — email переписка. Немного реже используется skype-чат, но без него никуда. Будьте готовы, что вам придется вести живое общение с заказчиком, пусть даже и не в речевой форме. За полгода работы не было ни одного случая, когда клиенты требовали провести звонок по скайпу, однако возможность свободно общаться на английском предоставляет намного больше шансов взять дорогой проект и вести более продуктивную работу.
Если для вас тяжело писать на английском, то не стоит пытаться сначала выучить, а потом начинать работать. Этот навык приходит в процессе работы, хотя и придется в самом начале каждое сообщение загонять в переводчик.
Правильность написания, грамматика не особо важны, главное чтобы заказчик и вы понимали друг друга. Клиенты понимающе относятся к тому, что английский язык не основной для вас, главное, чтобы работу работали.
Cover letter (письмо заказчику)
На мой взгляд, самая важная часть поиска работы на oDesk — грамотно написать cover letter. Все в нескольких предложениях необходимо убедить заказчика, что:
— я справлюсь с заданием;
— я полностью понимаю ТЗ;
— со мной легко общаться и взаимодействовать;
— не будет непредвиденных ситуаций;
— … можно продолжать очень долго.
Рассмотрю пример одного из моих cover letter (прошу прощения за английский), который дал мне один из самых прибыльных проектов:
Job description:
Cover letter:
Далее идет обсуждение технических моментов.
Выделю основные моменты, которые считаю важными:
— исходя из описания работы, клиент хорошо технически подкован, а значит, необходимо показать, что ваш уровень не хуже;
— более того, у клиента есть определенные тезисы по работе, стоит сразу задать по ним вопросы или высказать свое мнение, тем самым вы покажите, что разобрались в теме;
— если описание содержит ссылку на какой-то большой технический документ, то стоит обязательно его прочитать и в cover letter показать, что вы изучили проблему клиента от и до;
— я показал, что имею личную заинтересованность в проекте. На самом деле это 100% правда: я берусь только за те проекты, которые мне действительно было бы интересно делать, иначе работа превращается в сущий ад;
— в тот момент у меня в портфолио было немного работ, поэтому я сослался на NDA(соглашение о неразглашении) которое не дает мне показать большое количество собственных работ. Это было отчасти правдой, так как в тот момент у меня было несколько успешных проектов, которые все еще были под NDA;
— стоит также указать, что вы уже делали подобный проект в прошлом, не обязательно его показывать, но сказать стоит;
— далее, я понизил свой рейтинг, что на самом деле было неправильно, но в процессе работы с ними я повысил рейтинг до 30$/час;
— готовность сделать тестовое задание — гарантия клиенту, что вы адекватный человек и сможете выполнить работу. Как правило, никто тестовое задание не дает;
— в своем сообщении я показал, что очень хорошо разобрался в проблеме клиента.
Циферки, циферки, циферки
Читая подобные статьи, мне всегда интересно узнать, какая польза от того, что говорит автор. К сожалению, NDA запрещает говорит подробнее.
За первые 4 месяца я заработал 650$ на маленьких играх-викторинах. Уходило примерно 20-30 часов в неделю.
Начиная с 3 месяца я попутно взял почасовой проект — Android-библиотека. Я заработал на ней 2000$ за 3 месяца. Тратя 10-15 часов в неделю.
Затем был проект демо-версия приложения, связанного с наукой, некий прототип. Я заработал 500$ за неделю. В общей сложности 20 часов.
После удачного прототипа я продолжил работать с данным приложением и получил 5000$ за два месяца, примерно 15 часов в неделю.
Следующий проект длился 7 месяцев и принес мне 15000$. Это был видеостриминг для андроид. Примерно 15 часов работы в неделю.
Следующий проект — небольшое приложение для работы с фото для android. 2 месяца работы по 30-40 часов и 5000$ профита. После этого 3 месяца поддержки и дополнительно 4000$, примерно 3-4 часа в неделю.
Самым удачным месяцем был сентябрь: 4000$ за месяц и 25 часов работы в неделю.
4000$ за месяц и 25 часов работы в неделю.
Таким образом, за полтора года я заработал примерно 33000$.
Вывод денег
Чтобы вывести деньги, oDesk предлагает большое множество различных способов.
Но, фактически, приемлемым вариантом для жителей СНГ является только один — Payoneer. Прямые платежи не пропускают банки из-за необходимости юридически правильного контракта от заказчика, который сделать довольно сложно и такие сложности не оправданы для маленьких проектов — PayPal на вывод средств в СНГ не работает.
Итак, что такое Payoneer?
Это американская компания, которая создает для вас долларовую карту в иностранном банке. Однако, стоит заметить, что вы не являетесь владельцем счета, вы всего лишь владелец карты, привязанной к общему счету Payoneer (это важно, так как, например, граждане Украины не могут иметь счет в иностранном банке без разрешения НБУ).
Вам достаточно ввести свои данные в форму (ФИО и данные о проживании) и через один или два месяца к вам на почту придет конверт с картой внутри. Данные лучше вводить правдивые. Доказать, что эта карта ваша, возможно только если вы подтвердите, что регистрировались на данном сайте, а ваши паспортные данные совпадут с данными на сайте.
По поводу транскрипции — лучше писать так, как написано в загранпаспорте, или, если его нет, — как на правах. Также можно посмотреть правила официальной транскрипции букв. В каждой стране есть специальный документ, который содержит транскрипции имен и фамилий латиницей.
Стоимость обслуживания карты 30$ в год. Данная сумма снимается автоматически раз в год и только при наличии денег на счету.
Моя карта пришла примерно через полтора месяца после заказа, в обычным конверте из штата Иллинойс.
Снимать деньги можно в любом банкомате. Перед использованием карты ее необходимо активировать на сайте и установить пин-код. До активации карту использовать нельзя. Теперь осталось только подвязать карту к oDesk аккаунту. Это делается в настройках oDesk и занимает 5 минут.
C Payoneer также удобно тратить деньги. Можно переводить деньги на другой аккаунт Payoneer(до 1000$ в день), например, для оплаты труда других людей, или привязать карту к PayPal и оплачивать покупки в интернет.
У Payoneer очень хорошая поддержка на русском языке, поэтому любой вопрос можно задать на форуме. На хабре, кстати, тоже присутствуют.
Так же у Payoneer есть очень лояльная реферальная программа: если вы регистрируетесь по реферальной ссылке, то компания платит 25$ не только тому, кто пригласил, но и новому пользователю, как только тот заработает свои первые 100$. Таким образом, вы легко покрываете почти все расходы на обслуживание карты за первый год. Так как хабр запрещает рекламу в постах, то ссылки не будет, но вы легко можете найти ее через мой профиль.
Легальность
Что касается Украины, то простого способа легализовать доходы я не нашел. Для больших проектов можно заключать контракты с заказчиком, получать акт выполненных работ и все. Но для маленьких проектов данный вариант не подходит, так как очень дорого обходится.
Есть полулегальный вариант: сделать ЧП, например как аникейщик, снимать деньги через payoneer и вносить их в декларацию в качестве оплаты за услуги, предоставленные населению.
Буду рад ответить на любые вопросы.
Добавлено:
В комментариях появилось большое количество замечаний по поводу уровня моего английского языка. Да, он не очень хороший. Однако, никогда клиенты не делали мне замечания по поводу языка и не переспрашивали. Для меня не так легко общаться через скайп, но всегда можно переспросить и заказчики понимающее относятся к этому. Более того, большинство моих заказчиков не из англоязычных стран и я зачастую вижу ошибки в их сообщениях.
0 коммент.:
Отправить комментарий